Предметно-изобразительная реклама в античности
Если об особенностях устной рекламы в античности мы можем судить по косвенным данным, то предметно-изобразительная реклама в античности и ее виды отчасти дошли до нас непосредственно. Таковы некоторые образцы художественных вывесок и эмблемы ремесленников, запечатленные на множестве предметов гончарного производства. Вывески дошли до нас в двух вариантах: это мраморные рельефы, имеющие вывесочный характер, и живописные вывески, обнаруженные при раскопках города Помпеи, погибшего под лавой Везувия в 79 г. н. э. (Характер извержения был таков, что множество предметов античного города как бы законсервировалось, а не разрушилось.)

Вход в античную лавку. Реконструкция
О вывесках, обнаруженных в Помпеях, скажем далее. Здесь остановимся на одном из примеров мраморного рельефа, имеющего вывесочный характер. Рельеф изображает ремесленника-златокузнеца:
Юноша в подпоясанной тунике с закатанными до локтя рукавами сидит перед наковальней, поставленной на чурбак, и двойным молотком… бьет по полосе металла, которая лежит на наковальне и которую он придерживает левой рукой. На стене над золотобоем весы; за чурбаком поставлены один на другой пять предметов, постепенно уменьшающихся от пола кверху. Каждый из них напоминает две глубоких тарелки, из которых верхняя опрокинута на нижнюю.
Это описание принадлежит известной исследовательнице античности М.Е. Сергеенко. Она присоединяется к мнению своих коллег относительно того, что это изображение рекламировало место престижного ремесла — обработки драгоценных металлов, являясь вывеской. О том, что за предметы изваяны на втором плане рельефа, трактовки расходятся. Одни считают их слитками металла, ожидающими обработки, другие — пакетами готовых изделий. Для жителей античного Рима, где красовался барельеф, было, вероятно, вполне ясно, что изображала эта монументальная вывеска.

Рельефная вывеска мясника. Помпеи

Рельефная вывеска златокузнеца. Помпеи
В Помпеях обнаружены не столь тяжеловесные вывески, исполненные красками по стенам или на специальных досках. Наиболее распространенным видом услуг в этом городе были таверны, гостиные дворы, харчевни. Источники сообщают, что на центральной улице города, названной археологами Стабиевой дорогой, протяженностью 770 метров, было 20 харчевен. А всего в Помпеях было около 140 такого рода заведений. Понятно, что они конкурировали, и хозяева старались их всячески раскрасить, чтобы очаровать и завлечь прохожих.
Среди подобных попыток — вывески, сопоставимые с современными комиксами. Они представляют собой набор изобразительных ситуаций, объясняющих, что получит воин, если он войдет в двери, которые для него широко распахнуты. Две картинки с одной стороны дверей, две картинки — с другой. Первая изображает омовение ног уставшего путника, вторая — стол и угощения. На третьей картинке — очаровательные женщины сопровождают гостя на отдых; при желании они могут остаться с ним; четвертый эпизод представляет отдых усталого путника.
Помимо таких живописных вывесок в античности широко применялись предметные и предметно-символичные варианты. В случае предметного варианта «вывеской» служил сам предлагаемый товар, выставленный на всеобщее обозрение: наборы глиняных сосудов около лавки гончара или пузырек с благовониями на окошке парфюмера. В наши дни такой способ демонстрирования товара спрятался за витринные стекла и развернулся во всей красе на внутри магазинных стеллажах.

Хлебная лавка. Помпеи.
Жернова — предметно-символичная вывеска
Любопытнее вариант предметно-символичного решения, когда прямое изображение товара заменяется другим предметом, функционально близким ему. Так, около лавок булочников лежали жернова. Для помола зерна жернова — предмет необходимый, поэтому ассоциации вполне понятны.
Примечательна роль обыкновенного воинского щита, служившего вывеской таверны, гостиницы, постоялого двора. Выставляемый хозяевами этих заведений щит свидетельствовал о возможности отдохнуть и быть защищенным.
Еще более любопытен плющ, как символ показателя виноторговли. Здесь, вероятно, заложена ассоциация по сходству: плющ и дикий виноград — похожи.
Предметно-изобразительная реклама и приемы изобразительной символизации широко использовались в фирменных знаках, которыми помечали свои изделия античные ремесленники. Особенно много подобных образцов дошло до нас на предметах гончарного производства (амфорах, пифосах, вазах или на их осколках) и число их исчисляется тысячами. Среди них антиковеды выделяют четыре группы изображений: (1) различные предметы — треножник, молоток, алебарда; (2) растения — ветки, венки, цветы; (3) животные — бык, конь, лев, слон, собака; (4) образы божеств в человеческом облике.
Многие из этих эмблем сопровождались надписями. Часть их расшифрована как имена владельцев мастерских, часть — имена городских смотрителей — астиномов.

Клеймо ремесленника на браслете. Помпеи
Античный город Херсонес (территория современного Крыма) был центром керамического производства. Среди огромного количества археологических находок обнаружены помеченные клеймами мастеров светильники, рыболовные грузила, черепица, амфоры и другие предметы. Преимущественной формой клейм здесь была монограмма или начальные буквы имени — изобразительное их сопровождение относительно редко. Тем не менее, исследователи пришли к уверенному выводу о том, что изученные знаки «являлись своего рода фабричной маркой… Клейма накладывались самими мастерами с целью ознакомления покупателей со своей продукцией».
Как оказалось, даже древние стены Херсонеса выложены из каменных блоков, помеченных фирменными значками каменотесов, относящихся к концу V в. до н. э.
О развитом стремлении деятелей античности запечатлеть надолго свои деяния в памяти потомков мы упоминали в предыдущей главе, опираясь на печальную участь (отчасти вызванную этим стремлением), постигшую скульптора Фидия. На некоторых красочных фресках в интерьерах помпейских домов археологи находят подпись Луциллий, что также свидетельствует об укорененности авторских эмблем и сигнатур на созданных произведениях.
Предметно-изобразительная реклама в античности в синкретичной проторекламной репрезентации заявляли о себе в античную эпоху в ходе триумфальных шествий, торжественных процессий, религиозных празднеств, о чем мы расскажем далее.