Начало фото- и кинорекламы в России
Первые рекламные фотоснимки Карла Буллы
Начало фото- и кинорекламы и первая пейзажная дагерротипная съемка в России относится к 1839 г. Но до внедрения этой новой изобразительной технологии в рекламное дело должно было пройти еще несколько десятилетий. Уже в 1864—1866 гг. в Санкт-Петербурге выходит специализированный журнал «Фотограф». Именно на страницах фотопериодики появляются первые рекламные фотоснимки. Журнал одним из первых освоил цинкографский способ воспроизведения фотографического изображения, осуществляемый посредством пересъемки фотооригинала через сетку-растр и изготовления клише по полученному негативу.
Этот способ, открытый под наименованием автотипии в 1882 г., начал применяться в России с 1885 г. Неудивительно, что наиболее активными популяризаторами всего, что связано с фотографией, были специализированные фотожурналы, которых на рубеже веков насчитывалось в России около десятка. Ранее всех печатать фоторекламу начал московский журнал «Фотографическое обозрение» (1895—1903), а затем «Вестник фотографии» (1908—1918).
В первом номере «Фотографического обозрения» за 1898 г. помещено три рекламных текста с фотоиллюстрациями. Подчеркнем этот момент: о собственно фоторекламе говорить еще преждевременно. Здесь нет ничего от фотоискусства, только техно-логическое усовершенствование тиражирования иллюстраций. На одной из них — снимок панорамы Московского Кремля на треть страницы. Остальные две трети пространства занимает наборный текст, исполненный десятью (!) различными шрифтами. Он сообщает: «Фирма Шереръ, Набгольцъ и Ко» в Москве извещает своих почтенных заказчиков, что она открыла при своей фотографии и фототипии новое отделение для цинкографии. Производятся клише по новому американскому способу «Эмаль» на меди и цинке. Каталог фотоцинкографических работ высылается за 50 коп. марками». Далее — адрес.
Через несколько страниц помещено фото семейства из шести человек, пьющего чай в саду. Подпись: «Снято аппаратом «Ruby» фабрики Торнтона — Пикарда» и также дан адрес. На нижней половине этой же страницы помещена самореклама журнала, сопровожденная небольшим фотопортретом.
Первая фотореклама, опубликованная в журнале «Вестник фото-графии», появилась в самом начале его издания. Этот снимок запечатлел золотую медаль, присужденную московской фотографической студии на Кузнецком мосту «Паола» за художественные портреты на Всемирной выставке в Турине. Фотоиллюстрация и здесь носит под-чиненный характер по отношению к вербальной части сообщения.
Можно сказать, что лишь постепенно к концу первого десятилетия XX в. фотореклама демонстрирует новые возможности, обретая самоценное звучание. Большая заслуга в этом принадлежит фотомастеру Карлу Булле, обрусевшему немцу, который так представлял себя в периодических изданиях: «Старейший фотограф-иллюстратор К.К. Булла, в Санкт-Петербурге, Невский, 54… Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни освещением,- как днем, так и в вечернее время, при своем искусственном свете».
В его наследии, бережно сохраненном сыном, тоже фотомастером Виктором Буллой, и переданном в российские архивы, имеются полноценные рекламные фотоработы. Это полномерное, документальное изображение автомобиля марки «Packard». Снимок прошел по нескольким изданиям. В некоторых он сопровождался лестной аттестацией этих машин: «Самые дорогие и самые лучшие в мире. В Соединенных штатах Северной Америки нет ни одного миллиардера, который не ездил бы на нашей машине. Уже несколько Packard-ов есть в Петрограде. Спросите тех, кто их имеет. Также лучшие в мире грузовики».
Рекламный грузовик — сюжет уже другой работы Карла Буллы. Акционерное общество «Русский Рено» тоже сопровождало свои предложения о продаже машин их документальными снимками «во весь рост».

Визитная карточка К. Буллы

Карл Булла. Автопортрет

Визитная карточка К. Буллы

К. Булла. Реклама автомобиля Торгового Дома «Победа»

К. Булла. Поручик Голубятников и сотрудники Торгового Дома «Победа» демонстрируют мотоцикл
Опыт «родственного» фотографии искусства кино сильно воздействовал на конструкцию фотокадра в рекламе. Первоначально его заполнял сам рекламируемый предмет без всяких дополнительных ухищрений. Однако динамика киноэкрана проникает в фотомастерские: статичная композиция сменяется сюжетностью, в рамки кадра все увереннее включаются натюрморты, пейзажи, действующие люди. Любопытно, к примеру, изменение конструкции кадра в фоторекламе оптово-розничного склада Оскара Канта, помещенной в журнале «Вестник фотографии». В № 4 за 1909 г. показан фотонатюрморт предметов для любителей и специалистов фотодела. Здесь и штатив, и ванночки разного размера, и подставки для сушки негативов, и даже флаконы с проявителями и закрепителями. Впечатление от картинки сумбурное.
Но вот реклама того же склада в том же издании через полгода — № 10 за 1909 г. Здесь изображен интерьер элегантного офиса, в центре которого у штатива с камерой занят один из сотрудников, два других человека (возможно, один из них — заказчик) осматривают фотокамеру новейшей конструкции — словом, коммерческая идиллия, переданная сдержанно и убедительно. Сильнейшая сторона фоторекламы — ее документализм здесь представлена во всем блеске.
В 1898 г. было положено начало так называемому «экспортно-импортному фотографированию», применявшемуся на сельскохозяйственных и промышленных выставках, как внутрироссийских, так и международных. Этот вид фотографии может быть с полным правом отнесен к рекламе, поскольку он предполагает демонстрацию потенциальному покупателю или заинтересованным в сбыте того или иного товара лицам предметов экспортно-импортной торговли — некий прообраз фотографирования для промышленных и продовольственных внешнеторговых каталогов.
К 1909 г. относится сообщение, свидетельствующее о достаточно высоком уровне развития данного вида фоторекламы: на Западносибирской сельскохозяйственной выставке планировалось представить ряд экспонатов-фотографий, в том числе «предметов ввоза и вывоза». Было официально решено открыть на этой выставке фотографический павильон, часть экспонатов которого была прямой фоторекламой экспортно-импортных товаров и сырья, нацеленной и на жителей Западной Сибири и на торговцев-иностранцев.
Начало фото- и кинорекламы XX в. появился принципиально новый вид фоторекламы — брошюры, буклеты и каталоги с использованием фотоиллюстраций. Одной из первых была выпущенная отдельной книжечкой реклама фотокамеры «Видоискатель», сопровожденная фотографиями этой камеры и ставшая бесплатным приложением к апрельскому номеру журнала «Вестник фотографии» за 1911 г.

Прейскурант фотографических принадлежностей товарищества Феррейн
В дальнейшем же фотографические иллюстрации стали появляться и в коммерческой литературе каталожного типа. Например, в рекламного характера сборнике «Путеводитель по Москве» в 1913 г. были напечатаны три довольно выразительные фотографии, изображавшие внутреннее убранство и наружное великолепие московского ресторана «Яр». Здесь же указывались адрес ресторана и часы его работы. Сопровождала материал статья, посвященная архитектурным новинкам Москвы. Так что это был своего рода каталог, «закамуфлированный» под сборник общепознавательного характера. И, надо сказать, реклама ресторана «Яр» смотрелась в этом каталоге весьма органично. Даже в современных изданиях (типа «Желтых страниц») не всегда популяризация кафе и ресторанов настолько хороша!
Словом, на протяжении первого десятилетия XX в. фотография стала привычным компо¬нентом рекламного процесса в России. Однако ее главные успехи в данной сфере были еще впереди. Фотоколлаж, фотомонтаж — лишь начальные опыты такого рода выходили на страницы газет и журналов и применялись в киноплакатах еще крайне редко. Не было и опыта использования в рекламе цветных фотоизображений. Всему этому предстояло утверждаться в следующую эпоху.
Наиболее признанные в начале XX в. фотомастера были и страстными сторонниками развития кинематографии. В 1909 г. К. Булла создает товарищество «Аполлон» для производства хроникальных и видовых кинофильмов. За два года здесь было выпущено около сорока кинокартин.
Начало фото- и кинорекламы А. Дранкова
Другой фотомастер Дранков А.О., аккредитованный при Государственной Думе, создает киноателье, которое успешно конкурирует в производстве фильмов с представителями зарубежных кинофирм и перерастает в кинофабрику. Мы уже говорили о первом его фильме «Стенька Разин, или Понизовая вольница». Предприниматель создает свой журнал «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге», где активно рекламируется разнообразная кинопродукция, Дранкова — в первую очередь. Как правило, в преддверии очередных анонсов идут слова: «Первая в России фабрика кинематографовъ и лентъ для живой, поющей и говорящей фотографии А.О. Дранкова».

А.О. Дранков
Этот журнал нашел новые способы рекламирования кинофильмов. Из номера в номер в нем публиковались продолжающиеся кадры некоторых кинофильмов по типу комиксов. Так рекламировались киноленты фабрики А.О. Дранкова «Свадьба Кречинского», «Услужливый денщик», «Пьеро и Пьеретта» и др. Кинокадры «с продолжением» сопровождались краткими либретто фильмов и названиями петербургских кинотеатров, в которых они демонстрировались.
Дранков придумал еще один вид кинорекламы — он выпускал открытки с кадрами своих фильмов и помещал сцены из фильмов на афишах.
Создавались в начале XX в. в России и полностью рекламные кинофильмы. Они не сохранились до нашего времени, но есть информация о рекламировавшихся объектах. Один из фильмов именовался «Производство мыла на фабрике Брокаръ», два фильма посвящены производству папиросных гильз в Киеве и Москве на фабриках А. Катыка, а также сохранился текст развернутой киносценки, демонстрирующей высочайшее качество услуг в столичной парикмахерской Густава.
Помимо, явления «Начало фото- и кинорекламы», еще одну важную и хорошо развитую в России форму рекламной презентации составили разнообразные виды выставок.