Фирменный знак обретает российское гражданство

Фирменный знак — исходный образ фабричной марки

Многоэтапную эволюцию изобразительных средств и демонстративные возможности знаковых обозначений мы подробно рассмотрели в главе 1, а проявление этих общекультурных тенденций на российской почве — в главе 5. Здесь же мы рассмотрим дальнейший процесс выделения собственно фабричных марок и фирменных знаков из общей совокупности владельческих и ремесленнических обозначений.

Упорядочение данных тенденций в России происходит, начиная с послепетровского времени вплоть до окончания XIX в., не намного отличаясь от аналогичных процессов в западноевропейских странах, описанных в главе 6. Царским указом 1731 г. «повелено было, чтобы парусных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся без пятна (т.е. клейма — Авт.), такие отбирать безденежно». Вскоре указом 1744 г. это правило было распространено и на другие товары: «На всех вообще фабричных изделиях обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы». Эти указы были подтверждены 12 августа 1753 г. и 4 февраля 1815 г. В последнем случае требовалось образцы клейм препровождать в Государственный Департамент мануфактур для регистрации.

Так формируется фирменный знак, как исходный образ фабричной марки, первоначально имевший преимущественно фискальную и различительную функции, еще не преследовавший рекламных целей.

Товарные знаки

В середине XIX в. подобное положение существенно меняется и не без влияния со стороны аналогичных процессов в Западной Европе. Иностранные промышленники и коммерсанты, обосновываясь в России, культивировали свои фабричные марки, эмблемы которых, по мнению многих исследователей, «шагнули в товарные знаки прямо из гербов, принося с собой уже сформированную символику».

В России геральдическая традиция сформировалась на несколько столетий позже, чем в Западной Европе. Ее истоком является деятельность Геральдической палаты, созданной в 1722 г. Купеческое сословие следовало в создании своих отличительных символов не столько собственно геральдической, сколько исконной народной традиции владельческих и магических знаков: крестов, угольников, монограмм, чем было несложно отмечать первоначальные таможенные клейма.

Положение изменилось после учреждения Патентной службы в России в 1823 г. Теперь требовалось наличие веских отличительных особенностей одного фабричного символа от других. Правда, это непременное условие патентного нормирования на практике не всегда соблюдалось. Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось использование в качестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании, того, что в наши дни именуется логотипом. Именно на фамилиях, как мы подчеркивали ранее, основывалось большинство шрифтовых вывесок второй половины XIX в. Нередко без каких-либо графических изменений логотип вывески повторялся в других ситуациях, требующих фирменной маркировки: на упаковках, этикетках, бланках, счетах, прейскурантах преуспевающих предприятий. Нередко опорной плоскостью новоявленного торгового знака являлась имитация сургучной печати.

Пример тому — торговый знак кондитерской фирмы Лю Форштрем, созданной в Москве в 1859 г. В центре небольшого круга — монограмма из латинских букв L и F, окруженная декоративными ветвями. В верхней части указана фамилия предпринимателя, ниже слова кофе, шоколад, какао. В нижней части — под монограммой: «Фирма существует с 1859 г.» и далее адрес: Москва, Тверская № 21.

Торговый знак кондитерской фирмы Лю Форштрем. 1859. Российские традиции клеймления

Фирменный знак кондитерской фирмы Лю Форштрем. 1859. Российские традиции клеймления

Этот знак исполнен компактно, изящно, строго, однако, представляется, что отсутствие изобразительного символа снижает его рекламоспособность. И, может быть, в этом одна из причин того, что о данном кондитерском заведении в начале XX в. уже не было слышно. Его оттеснили и затмили своей активной рекламной деятельностью фирмы «Эйнем и Ко», «Абрикосов и сыновья», «Сиу и Ко».

Особой изобретательностью на рубеже веков отличались чае-торговцы, которые в конкурентной борьбе не жалели фантазии для привлечения покупателей различными рекламными приманками. Основной мотив здесь — восточная экзотика. Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и Ко» избрало своим знаком изображение легкой шхуны с восточного типа мореплавателями, на парусе которой крупно отпечатана монограмма: «В и К1». Над шхуной парят чайки, волны плещутся вдоль бортов — романтический настрой изображения вполне выдержан. Несколько нарушает эту тональность надпись под шхуной: «Торговый знак заявлен Правительству».

Подобный фирменный знак встречается на многих фирменных изображениях на рубеже веков — деятельность правительственного Патентного бюро стала более дотошной. В 1883 г. была принята Парижская конвенция об охране промышленной собственности, которая уже законодательно выделила торговые знаки из общего понятия клейм и наделила их правовыми гарантиями. На базе этой конвенции в 1896 г. издан соответствующий закон в России, действовавший до 1917 г.

Свидетельства на торговый знак выдавал Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов за приличную пошлину. Охранное свидетельство было действительно от одного года до десяти лет. Далее требовалась перерегистрация. Такое ужесточение порядка вызвало к жизни частные патентные бюро, которые готовили документы для представления в Департамент и проверяли правомерность поступивших заявок и эскизов на неповторимость облика товарного знака.

Существенной составляющей фабричных марок и торговых знаков этого периода явилась их уснащенность медалями и оттисками государственного герба. Так фиксировались премиальные места, полученные на международных и всероссийских выставках товаров и лучше иных рекламных придумок свидетельствовавшие о качестве предлагаемой продукции. В этих случаях герб полагалось фиксировать золотым, но только в том случае, если победа заслужена на российском смотре или на той международной выставке, в которой Россия была официальным участником.

С другой стороны, право изображать государственный герб на своей рекламе, правда, лишь черного цвета, получали поставщики двора Его Императорского Величества. По этому поводу министерство двора уже в 1866 г. выработало строгие правила: Звание придворного поставщика или комиссионера и сопряженное со сказанным право на изображение государственного герба даруется лишь тем лицам, которые поставляли какие-либо предметы для Высочайшего двора на значительную сумму, или вообще исполняли какие-либо работы по Императорскому двору в течение 8—10 лет сряду, причем преимущество не может переходить по наследству или вообще от одного лица к другому. Звание дается лицу, доказавшему по крайней мере в течение 8-лет¬него периода времени добросовестность, трудолюбие и способность. Звание дается не иначе как на время поставки.

Конкуренция за это высочайше утвержденное право была острейшей, и тем оперативнее на маркировке товаров и его упаковке фиксировался долгожданный черный имперский орел.

Торговый знак А. Жукова. Имя предпринимателя — логотип

Торговый знак А. Жукова. Имя предпринимателя — логотип


Торговый знак П. Смирнова

Фирменный знак П. Смирнова


Торговый знак С. Морозова Геральдические традиции клеймения

Торговый знак С. Морозова Геральдические традиции клеймения

Упаковка как товарный знак

Развитие упаковок различных товаров, как уже отмечалось в главе 7, эволюционирует от преимущественно предохранительных, жестко утилитарных к обретению разнообразных рекламных и эстетических функций. И в этой роли упаковка в ряде случаев (не всегда) может выступать видом фабричной марки или торгового знака. В России одним из первых подобную миссию в XVIII в. приняли на себя аптекарские коробки. Эта их роль подтверждалась следующими признаками: стандартной величиной применительно к типам препаратов, обозначением торговой марки или ее прообраза на поверхности и краткой рекламной сентенцией. Затем рекламную упаковку, снабженную логотипом фирмы, широко использовали производители дорогих кондитерских изделий.

Бутылка винная: портретный бюст генерала Скобелева, пробка — портретный бюст императрицы Марии Федоровны

Бутылка винная: портретный бюст генерала Скобелева, пробка — портретный бюст императрицы Марии Федоровны


Упаковка чая Товарищества «Василий Перлов с cыновьями». Фарфор, дерево

Упаковка чая Товарищества «Василий Перлов с cыновьями». Фарфор, дерево


Банка из-под продукции Торгового товарищества «Братья Елисеевы». 1901

Банка из-под продукции Торгового товарищества «Братья Елисеевы». 1901


Упаковка (пакет) фабрики конфет и шоколада Торгового дома Серикова

Упаковка (пакет) фабрики конфет и шоколада Торгового дома Серикова

Особенно усовершенствовалось производство упаковочной продукции в России в середине XIX в. Оно внедрилось в производство бутылочной тары. В «Положении о стеклянной посуде 1852 г.» говорилось: «Заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию, хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Этот текст цитирует в своей статье «О старой бутылке замолвите слово» исследователь С.И. Чередниченко. И продолжает: «Так фирма «Кармеев, Горшанов и Ко» ставила клеймо на стеклянных бутылках в виде букв «К» и «Г», завод «Калинкин», помимо товарного знака в виде земного шара, давал еще и выпуклую рельефную надпись «Калинкин». Нередко бутылка несла на себе и рельефное изображение полученных на выставках и ярмарках наград».

Весьма изысканно емкости для напитков и парфюмерии, коробки для кондитерских изделий стали выглядеть на исходе XIX в. Появляются фигурные флаконы и бутылки, например в виде бюста генерала Скобелева с пробкой — портретом императрицы Марии Федоровны.

В 1880-е годы в России было налажено производство металлических коробок для упаковки. Их богатые рекламные возможности определило изобретение металлохромии, т.е. цветного тиснения по жести. Этим немедленно воспользовались кондитерские фабрики и чаеторговцы. В начале XX в. в русских столицах насчитывалось около десятка специализированных заведений по производству упаковки.