Реклама зрелищ — афиша
Реклама зрелищ — афиша — жанр рекламы, родившийся в aнтичнocть. До сих пор мы говорили о профессиональном жанре объявления, рассматривая его в логике устных форм, в вариантах призыва и воззвания. В письменном и смешанном вариантах объявление как бы «прорастает» в афишу. Афиша также зафиксирована на стенах Помпей. Это детализированное сообщение о событии, происходящем в рамках города, как правило, зрелище или собрании.
В отличие от объявления для афиши характерна письменная детализация. Объявление как в письменном, так и устном вариантах обязано быть кратким, спрессованным. Информационная структура афиши значительно сложнее и разветвленнее. Например:
20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря сына Августа, и десять пар гладиаторов Децима Лукреция сына Валента будут сражаться в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне апрельских ид (т.е. 8, 9, 10, 11 апреля), а также будет представлена охота по всем правилам, и будет натянут навес. Написал это Эмилий Целлер, один при лунном свете.

Афиша гладиаторских боев

Граффити с изображением сцен гладиаторского боя
Здесь мы обнаруживаем специфическую для афиши детализацию предстоящего события. Что касается Эмилия Целера, то археологи обнаружили дом, где жил этот человек, которого один из немецких историков называет старейшим профессионалом письменных сообщений.
Реклама зрелищ — афиша о гладиаторских боях — любимом развлечении древних, — как правило, включали информацию об устроителе игр, времени состязаний, имена сражающихся в каждой паре, а также свернутые сведения, позволяющие взвесить шансы противников: школы, из которых вышли гладиаторы (Ner — Нерон, Jul — Юлий Цезарь); число поединков, в которых гладиатор принимал участие, — цифры за именем гладиатора. Буквы, стоящие как заголовок над каждой парой, характеризовали вооружение гладиатора. В некоторых случаях эти тексты подкреплялись изображением сражающихся гладиаторов.
Как правило, технология изготовления афиш напоминала альбумы. Эти надписи выводились красиво красной краской в местах сбора и скопления народа: дворики бань, форумы, театры, базилики, городские ворота — и даже на могильных памятниках, расположенных по сторонам оживленной дороги, ведшей в город. Однако известны и афиши, исполненные на папирусе и продаваемые.
Одновременно с письменными афишами сообщения о собраниях и зрелищах поручались глашатаям. Римский историк Геродиан пишет, что когда император Септимий Север решил устроить Секулярные игры, проводившиеся раз в столетие, в 204 г. «в Риме и по всей Италии глашатаи призывали всех прийти и увидеть то, что они никогда не видели прежде и не увидят впоследствии» .