Рекламный процесс в первой четверти XIX в.

Рекламный процесс в первой четверти XIX в. в газетной рекламе в целом воспроизводил матрицу, уже сложившуюся в предшествующую эпоху. Половину площадей Санкт-Петербургских и Московских ведомостей занимали объявления. А если отдельно издаваемые тома «Прибавлений» и «Объявлений» рассматривать как органические части этих газет, то доля рекламы временами доходила до 70—80%. Объявления охватывают практически весь объем внутренней деловой информации и тематически отделены от официоза — приказов Его Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, судебных решениях, ответов на прошения подданных, а также официальной региональной и внешней информации.

Логика подразделения объявлений на казенные и частные диктуется тем, что государственная или частная собственность является предметом информационного оповещения населения. В количественном отношении объем казенных объявлений превосходит частные, что соответствует феодально-монархическому устройству России того периода, когда сильная централизованная власть являлась ведущим источником, активизирующим деловую жизнь.

Структура блоков казенных и частных объявлений дает полное представление о деловой жизни начала XIX в. Наиболее активно заявляет о себе рынок труда. В отделе казенных объявлений это рубрика «Подряды». Частные интересы заявляют о себе в разделах предложений услуг, приглашений.

Финансовая сфера находила отражение в разделах уведомлений о банкротствах, о продлении или завершении сроков заключения договоров, о вызове кредиторов, должников, наследников, отдаче недвижимости в наем, продаже с публичного торга. Эта информация в равных соотношениях носила как казенный, так и частный характер. Примечательно, что она регулярно подкреплялась «предостерегательными известиями», где описывались варианты мошенничества в этой сфере.

Потребительская информация была представлена в основном рекламой книг. Очевидно, это и дань ушедшей эпохе Просвещения и свидетельство сохраняющейся культурной отчужденности публики от средств массового информирования. Став неотъемлемым компонентом деловых коммуникаций, средства массового информирования еще крайне мало влияли на частную жизнь граждан.

К началу 1830-х годов рекламный процесс и объем объявлений в двух главных российских газетах существенно сократился. Это было связано с появлением сети региональных и специализированных изданий.