Рекламный процесс на первом этапе независимости нового государства
Рекламный процесс на первом этапе нового государства завоевав независимость, новое государство Североамериканского континента очень быстро стало наверстывать отставание от своей бывшей метрополии — Англии в самых различных сферах производства и культуры, в том числе и в рекламном деле.
Вехой начала собственно американской рекламы историки США считают 1789 г. — время окончательного оформления новой государственности. Этот первый период развития рекламы независимого государства длился до середины XIX в. У его истоков — Джон Данлэп, который в конце 70-х годов XVIII в. начал издавать в Филадельфии « General Adviser and Pensilvania Packet». В соответствии с двумя блоками названия издания основное место занимали рекламные тексты, а остальное — текущая политическая информация. Такая тенденция — первенство рекламных публикаций, их лидерство по отношению к иной информации — становится определяющей для популярных газет Америки до конца XIX в.
Вспомним приведенное в главе 4 суждение видного американского культуролога Дэниэля Бурстина об исходной отзывчивости населения Штатов на рекламные призывы, что и побудило многих из них пересечь океан в поисках лучшей жизни. Вслед за этой полушутливой посылкой американский ученый уже вполне серьезно рассматривает место рекламного творчества в формировании культуры нового сообщества и приходит к весьма существенным выводам:
Реклама — магистральный поток американской цивилизации: в заселении континента, в развитии экономики, в создании американского жизненного стандарта… Реклама стала сердцем народной культуры и даже ее первоосновой… Мы, вероятно, первый народ в истории, централизованно организовавший массовое производство народной культуры.
Рекламный процесс на первом этапе нового государства, как и его главным орудием в производстве такого типа культуры явились средства массовой информации, тираж которых неуклонно рос. Джон Данлэп оказался одним из удачливых профессионалов журналистики и рекламного дела. Американский историк Франк Пресбрей находит соответствие между его отношением к рекламным публикациям с теми, что отличали Джона Хоутона в Англии или Бенджамена Франклина в эпоху колониальных штатов (см. главу 4). Это стремление каждой публикации придать наглядное своеобразие за счет употребления инициалов, использования небольших рисунков и символов торговых марок. Первоначально его газета выходила два раза в неделю, но не успевала удовлетворить всех желающих дать рекламу. Именно под давлением рекламных целей, считает Ф. Пресбрей, родилась идея ежедневной газеты, которая была осуществлена в 1784 г. Вся первая полоса этой «New York Daily» заполнена краткими объявлениями, напечатанными в подборку. Здесь были сообщения об аукционах, рейсах кораблей, продаже продуктов и медицинских средств. Соображения экономии места и технологической унификации верстки постепенно начали вытеснять с полос американских газет «оживляжи» в духе Б. Франклина и Дж. Данлэпа. Тем более, что потребность в размещении рекламной информации продолжала возрастать.

Вывеска таверны. 1795

Вывески в Массачусетсе. 1816
С началом XIX в. в США наступает период индустриальной революции, постепенно выводящий экономику страны в число передовых государств мира. Тарифные акты 1815 и 1824 гг., целенаправленно повышая пошлины на заморские товары, стимулировали развитие местного производства, что, в свою очередь, увеличивало число потенциальных рекламодателей и расширяло потенциальную и реальную аудиторию прессы. В 1830—1840 гг. тиражи общедоступных газет за одну пенни росли с поразительной быстротой. Помещение десятистрочной рекламы в них стоило 5 центов, но, конечно, об изобразительных изысках на их полосах уже не было речи. Торжествовал известный нам из опыта английской рекламы «want-ad-style» (см. главу 6).