Социальные факторы формирования рекламы — культура урбанизма

Когда же возникает собственно профессиональная рекламная деятельность? Здесь мы подходим к переломному этапу культуры, впрямую касающемуся не только рекламистов, но и журналистов, любых деятелей массовых коммуникаций. Процесс профессионализации рекламы совпадает с периодом формирования массовой информации как явления: реклама — ее ответвление.

Когда же в обществе возникает потребность в массовой информации? В ситуации, когда межличностные контакты не могут обеспечить информационное благополучие сообщества. Когда межличностные, соседские связи не обеспечивают необходимого минимума осведомленности, нужного для координации деятельности. Это происходит, когда на смену локальным поселениям приходит тип городской культуры. Совокупность всех процессов, происходящих в городе, создает культуру урбанизма.

Возникновение на этапе урбанизма некоего нового механизма информирования — сообщение чего-либо для всех, живущих в данном поселении городского типа, без конкретного адреса, связано с количественными параметрами. Если в сельской общине живет не более 3 тыс. человек, а в ранних сообществах, как правило, даже меньше, то в городах, даже самых ранних, — от 5 тыс. до 1 млн жителей. Только самые процветающие города, такие, как Вавилон или Древний Рим, имели миллионное население.
Город формируется вокруг трех информационных центров. Прежде всего это административное руководство. Административный аппарат может заседать в разных зданиях, в разных конфигурациях. Суть его — в управленческом лидерстве в данном городском сообществе, которое в античности (греческой и римской) именовалось словом «полис».

Второй центр, объединяющий жизнь полиса, — храмовый комплекс. В отличие от догородских форм храм создается в самом «сердце» городского поселения.

И третий центр — это торговая, рыночная площадь. Как ни разнопланово выглядят понятия храма и рынка, тем не менее, интересно обнаружить, что эти, казалось бы диаметральные образования — сугубо земное и возвышенное — соседствуют. Они следуют друг за другом очень тесно на протяжении всех веков вплоть до Нового времени. Поэтому, как бы возвышенны не были устремления тех, кто посещает храм, рядом для них продается то, что необходимо для выживания. Рынок — торговое и бытовое сосредоточение интересов городских жителей.