Североамериканская реклама колониального периода
Североамериканская реклама колониального периода, как и рекламный опыт английских газетчиков в течение XVIII в. распространяется на североамериканские колонии Британии. Первые колониальные поселения англичан, как известно, создаются на восточном побережье Североамериканского континента в 1608 г. Значительную часть первопоселенцев составляли пуритане — представители одного из направлений религиозного протестантизма. В помощь ранним колонистам, постоянно нуждавшимся в самом необходимом, в Англии периодически проходят рекламные кампании, призывающие жертвовать заокеанским соотечественникам посильные средства. С этой целью устраиваются лотереи. Об одной из таких акций сообщают сохранившиеся до настоящего времени листовки 1613 г. и 1615 г.

Лотерейный билет для финансирования колонии Виргиния. Англия. 1616
Основателем первого еженедельного североамериканского издания, увидевшего свет в 1690 г., был Бенджамен Харрис, покинувший Англию также по конфессиональным соображениям. За его плечами был значительный опыт публикации рекламных текстов, в том числе и таких, которые призывали британцев принять участие в колонизации новых земель.

Прайс-лист Дж. Уокера. 1790

Типичная верстка «The New-York Journal». 1785
Один из ведущих современных американских социологов массовых коммуникаций Дэниэл Бурстин не без доли юмора писал об этих временах:
Никогда не было более неточной, плохо организованной рекламной кампании, чем та, благодаря которой поселенцы прибывали в Америку. Брошюры, публиковавшиеся в Англии в XVII в., были полны обнадеживающих аргументов, наполовину истинных, наполовину лживых, со множеством дутых фактов. Золото и серебро, оленина без ограничений, обилие рыбы, повсеместно бьющие источники молодости,- все это было обещано и кое-что обретено. Таким образом, Америку населяют люди, которые поверили рекламе, — таков был естественный отбор приехавших.
Приехавшие устанавливали привычные или деловые, коммерческие традиции. Естественно, первый, колониальный период в развитии североамериканской рекламы в основном дублировал рекламный опыт метрополии. На протяжении XVII в., как правило, использовали вывески, а с 1660 г. в постоялых дворах и других местах скопления народа стали расклеивать афи0и и постеры.
Попытка англичанина Харриса основать еженедельный выпуск новостей в 1690 г. оказалась не слишком успе0ной. Начало периодической прессы в Северной Америке относят к 1704 г. Почтмейстер из Бостона Джон Кэмпбелл получил лицензию на издание «Boston News-Letter» («Бостонские новости»). В его третьем выпуске было опубликовано первое известное в Америке платное рекламное объявление.
Всего на последней странице «News-Letter» под заголовком «Рекламные объявления» было опубликовано три обращения. В двух из них предлагалось вознаграждение — за сведения об украденном товаре и за возврат двух наковален. Третье было о продаже недвижимости.
Нередко с газетных полос в разделах рекламы звучала тема рабовладения. Например:
Продается девица 21 года с двумя детьми женского пола. Очень плодовита. Редкая возможность для любого, кто пожелает обзавестись поколением сильных и выносливых слуг.
Нередко, как и в античности глашатаи, газеты сообщали об аукционах по продаже рабов.
К моменту утверждения независимости на территории Новой Англии печаталось 43 еженедельника, а с 1784 г. в Нью-Йорке стала выходить и первая ежедневная газета тиражом 1 тыс. экземпляров. Из 16 столбцов газеты 10 занимает реклама. Как пишут американские историки журналистики, до конца XVIII в. из-за чрезвычайной ограниченности типографских возможностей газетная реклама было очень невыразительной. Все типографское оборудование, шрифты, бумага поступали из-за океана и стоили дорого — между тем повышать цену издания также было невозможно из-за низкой покупательной способности населения. Ради экономии бумаги рекламные тексты в газетах шли «вподборку» с минимальными полями и почти без просветов. Так, продолжалось вплоть до начала XIX в. Нация, вскоре ставшая мировым лидером в сфере рекламотворчества, пока что только брала разгон.
Какие же еще объекты рекламирования были характерны для колониального периода? Особое место занимали известия о купле и продаже земельных участков, домов, недвижимости. Далее — объявления, связанные с розыском бежавших рабов и слуг, а также — сообщения о прибытии и отправке судов. Этим трем ведущим рекламным сюжетам отводилось 80% общего потока, а остальные 20% были списки товаров, предлагаемых к продаже, и публикуемых книг.
Как видим, развитие такого процесса, как «Североамериканская реклама колониального периода» повторяло основные черты его становления в метрополии. Здесь, подобно Теофрасту Ренодо во Франции, Джону Хоутону в Англии был свой провозвестник будущего расцвета рекламы, зачинатель ее новых форм. На почетный пьедестал «отца рекламы» в США ныне возводят знаменитого ученого, общественного деятеля и журналиста Бенджамена Франклина. Его «Pensylvania Gazette»(«Пенсильванская газета»), появившаяся в 1728 Г., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди газет колониальной Америки. Завоеванию такой популярности способствовал творческий подход Франклина, физика-экспериментатора, к формам рекламных обращений, к верстке газетных полос. Сплошные столбцы рубричной рекламы он расслоил гравюрными изображениями и окружил выразительно набранные заголовки чистым пространством — «воздухом». Полоса «заиграла», реклама стала восприниматься намного результативнее.

Б. Франклин

Б. Франклин. Брошюра «Искусство делать деньги»
Франклин «стал первым американцем, который использовал иллюстрации в рекламных объявлениях. «Gazette» с её чётким текстом, высоким качеством печати и рисунками быстро стала популярным изданием. Благодаря росту читательской аудитории она привлекала больше рекламодателей, чем любое другое колониальное издание».
В 1741 г. Франклин предпринял издание журнального типа, просуществовавшее, однако, недолго. Но именно здесь появилось первое в США журнальное рекламное объявление. Вот оно:
Через реку Потомак для почтовых нужд организована переправа (автором этого объявления), которая стала кратчайшим путём из Аннаполиса в Вильямсбург. Все джентльмены могут довериться переправе на хорошем новом судне с умелой командой. Ричард Бретт, заместитель начальника почты на Потомаке.
Активное новаторство Франклина, однако, не было интенсивно воспринято соотечественниками. Вплоть до начала XIX в. можно говорить о «колыбеле» явления Североамериканская реклама колониального периода.