Эпоха перелома в рекламной коммуникации
Эпоха перелома в рекламной коммуникации начала XIX — начала XX в. весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие страны Европы — Англия, Франция и Германия. Мы далеки от мысли о возможности в одной главе представить исчерпывающую картину рекламного процесса в каждом из перечисленных государств. Мы видим свою задачу в том, чтобы очертить опорные вехи, наиболее примечательные явления в сфере рекламной деятельности, внесенные той или иной страной во всеевропейский творческий опыт.
С общеевропейских позиций, вехи развития этого периода членятся, как минимум, на три этапа.
Период 1800 — конца 1840-х годов — многострадальная пора наполеоновских войн, переоценка огромного числа социальных ценностей, первые сигналы наступления эры политической демократии, связанные с европейскими революциями конца 40-х годов. Пока континентальная Европа в муках и потрясениях вырабатывала контуры приемлемого государственного устройства, стабильная и богатая Великобритания наращивала развитие производительных сил, углубляла научно-техническую революцию, формировала подступы к потребительскому обществу, в котором не покупатель напряженно ищет необходимый товар, а, напротив, товар стремится обрести покупателя, ищет пути двинуться ему навстречу. Именно такие экономические условия, постепенно складывающиеся в Англии, вслед за ней в континентальной Европе, а затем, после Гражданской войны, к 70-м годам XIX в. в США — создают качественно новую ситуацию для рекламной коммуникации. Этот переломный этап приходится на 50—80-е годы XIX в.
Конец столетия завершался относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили впереди схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока еще эти скорые потрясения Первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоятельность.
Рубеж XIX-XX вв. — «золотое время» развития европейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие рубежи.