Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России

На протяжении XVII-XVIII вв. лидирующее положение в российской рекламе занимали ее устные и зрелищные жанры, на втором месте были Рекламные летучие листки. Это и понятно: грамотность «простого народа» была весьма ограничена. Ревнитель просвещения, соратник Петра I, Феофан Прокопович распоряжением Святейшего Синода начал создание на Руси сети церковно-приходских школ. Однако вплоть до времени Екатерины II это новшество приживалось с трудом. Петр I все же начал вводить для массового употребления печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Среди них были не только упоминавшиеся нами афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Летучие листки посвящались также очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям. Листки, посвященные порядку проведения Петровских ассамблей, — это уже продукт рекламной деятельности с характерным заголовком: «Объявление, каким образом ассамблеи отправить надлежит». А распространялись они следующим образом:

Рано утром 26 ноября 1718 г. на улицах Петербурга раздался барабанный бой. Встревоженные жители, выбежав на улицы, заметили небольшой отряд солдат, во главе которого шел сам генерал-полицмейстер Девиер. У каждого фонаря отряд останавливался, и генерал-полицмейстер собственноручно наклеивал на фонарный столб Указ императора Петра I, только что вышедший из типографии.

Таким же образом, наряду с устным оглашением, население городов оповещалось и о других важнейших общегосударственных событиях, в первую очередь, о победах русского оружия. Подобный текст о триумфе в Полтавской битве был отпечатан тиражом 2500 экземпляров. Здесь приводился также внушительный список взятых в плен шведских воинов. Такое информирование населения от случая к случаю перестало удовлетворять энергичного царя, и он начал готовить к выходу в свет регулярное средство массовой информации — первую русскую газету.

До этого в России существовала предшественница регулярного печатного издания — рукописная протогазета «Куранты». «Считалось, что наиболее ранние рукописные куранты относятся к 1621 г., однако в настоящее время обнаружены и составленные в 1600 г.» . В основном это переводы актуальных для России политических известий, опубликованных в зарубежных летучих листках и газетах, доставлявщихся в Посольский приказ дипкурьерами. «Куранты» составлялись не более чем в двух экземплярах для осведомления верховного правителя и узкого круга приближенных.

Петр I решительно расширил этот круг, издав 16 декабря 1702 г. указ «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Первый номер петровских «Ведомостей » вышел в свет 2 января 1703 г. тиражом несколько десятков экземпляров. Формат издания 10,2 х 15,3 см. Однако тираж газеты, ее периодичность, формат, и даже общий заголовок были «плавающими» вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 г. С этого же времени «Ведомости» переходят с церковнославянского на гражданский шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами населения.

Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это правительственное издание и его отношения с частными рекламодателями еще не сформировались. Но объявления все-таки появлялись.

Любопытна параллель с первой французской правительственной газетой Теофраста Ренодо. В главе 4 мы приводили из № 3 ее объявления о пользе лечения на минеральных водах и об издании многотомной Библии. В петровских «Ведомостях» популяризируются минеральные воды Олонца. В № 2 за 1719 г. газета убедительно советует посетить вновь открытый курорт:

Понеже оные воды исцеляют различныя жестокия болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, безсильство желудка, рвоту… каменную, ежели песок или малые камни, и оныя из почек гонитъ…

Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда придворных особ — царицы Прасковьи Федоровны, фаворита царя Александра Меньшикова. Появляются и печатные листки на ту же тему:

Объявление о лечительныхъ водахъ, сысканных на Олонце, а отъ какихъ болезней, и какъ при томъ употреблении поступать, тому дохтурское определение, также и указъ его царского величества на оныя дохтурския правилы, и оное все следуетъ ниже сего.

Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России. Ведомости. 1703

Ведомости. 1703

Иногда в «Ведомостях» публиковались списки книг, только что вышедших из типографского станка. Напpимеp, в номере от 31 мая 1710 г. читаем: «Реестръ книгамъ гражданскимъ, которые по указу Царского Величества напечатаны Амстердамскою азбукою по первое число иуня нынешняго 1710-го году». В библиографических сведениях, систематизированных по 15 разделам, встречаем: «комплекты, или образцы, как писать писма къ разнымъ особамъ, архитектура военная, или штурмовыя науки образцы, история о взятии града Трои, географиа, или описание земли сокращенное, календари».

Так в России появились рекламные летучие листки и начало печатной газеты и начинается развернутая библиографическая реклама в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рекламы — каталог. Например, в ноябре 1723 г. в Московской типографии напечатано 80 экземпляров каталога «рукописных книгъ в синодальной библиотеке обретающихся».