Способы регулирования рекламного процесса в античности — агораномы и астиномы
Интенсивность рекламных и иных массовых информационных потоков в античном городе потребовала их регулирования. В целях пресечения чрезмерного шумового разгула и изобилия неряшливой рекламы, попадавшейся то здесь, то там, иногда в самых неподходящих местах, городские власти требовали: «Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи». Стихия граффити породила шутливую эпиграмму:
Я удивляюсь тебе, стена,
Как могла ты не рухнуть,
А продолжаешь нести
Надписей столько дрянных.
Можно предположить, что в противовес этой стихии и родилась идея album — специально выделенных участков для обмена насущной информацией.
Велось достаточно строгое наблюдение над исполнением правил благопристойной торговли и завлечения покупателей на античных рынках. В Афинах магистрат выделял должность агоранома — блюстителя порядка на рыночной площади. Им нередко помогали и обще-городские блюстители норм — астиномы, о которых шла речь ранее. В одной из расшифрованных пелопонесских надписей говорится:
Место, где будет происходить торг, укажут жрецы. Обязанность наблюдать за правильностью торга и за пользованием надлежащими мерами и весами лежит на агораноме. Ни цена, ни объем продаж не подлежат его утверждению. Особой платы за место с торговцев не полагается. Торговцы, которые нарушат эти правила, подлежат наказанию кнутом, если они рабы, и штрафу, если они свободные люди.
Итак, агораномы следили в греческих полисах за порядком на рынках в целом, в том числе и за общей пристойностью устной рекламы. Этого им далеко не всегда удавалось добиться, как нам известно из ранее приводившихся сведений Геродота и рассуждений Платона.
Однако попытки упорядочить рекламный процесс повторялись вновь и вновь. О некоторых из них рассказывает римский литератор Авл Гелий. По его словам, курильные эдилы (градоначальники) Рима издавали эдикты, регламентирующие рыночную торговлю и ведение судопроизводства в торговых спорах. Например, в эдикте было указано:
Позаботься, чтобы объявление о продаже отдельных рабов было составлено так, что можно было бы сразу понять, какую кто имеет болезнь или физический недостаток, кто является беглым, или бродягой, или ненаказанным еще преступником.
Как видим, забота о достоверности рекламной коммуникации идет рука об руку с ее общим развитием.