Демонстративная символика сообществ

Параллельно самоидентификации индивидуумов все более ревнос­тно охраняется отграниченность родовых и племенных сообществ. Они стремятся отличаться друг от друга одеянием, прической, рас­краской тела, специфическими украшениями и орнаментами на орудиях труда, предметах обихода, оружии.

Чтобы убедиться в подобной демонстративной вариативности, запечатленной многовековой традицией, не обязательно отправ­ляться в далекую Бразилию. В краеведческих музеях Средней по­лосы России до сих пор сохраняются праздничные одежды крес­тьянок, расшитые изысканными орнаментами и украшенные би­сером или жемчугом. Варианты орнаментов строго отличаются по местам поселений: рязанский, к примеру, обязательно должен был не повторять узоров калужского, и наоборот. Тем самым элемен­ты проторекламы, формируясь на основе символизации и обладая вследствие этого определенным мистическим наполнением, игра­ли существенную роль в консолидации архаических сообществ.

Вышитый орнамент представлял собой знаки — обереги. Они защищали голову, руки и сердце от беды.

Вышивка Вологодской губернии XIX в.

Вышивка Вологодской губернии XIX в.

В ряду подобных особо значимых элементов — образы ро­довых и племенных тотемов, основой которых являлись пок­ровительствующие племени животные, священные растения, иногда — неодушевленные предметы: раковина, копье, праща и т.п. «Северные глинкит, живущие на побережье Аляски…, имеют ревностно охраняемые клановые гербы и эмблемы», И подобные факты зафиксированы этнографами у подавляю­щего числа народностей, доныне остающихся на первобытной стадии.

Австралийские чуринги

Австралийские чуринги

Так выявляется глубинное, доисторическое происхождение множества символов, вошедших впоследствии в «золотой фонд» западноевропейской, а затем и российской геральдики, а также — источники ремесленнических эмблем, купеческих меток и дру­гих предпосылок маркирования изделий и товаров.

Участие первобытных людей в отправлении совместных ри­туалов не устраняло необходимости в индивидуальной защите от невидимых грозных сил, поиска способов их умилостивить. Такой цели служили амулеты и обереги. Часть из них необходимо было держать в секрете, другие же, напротив, постоянно и настойчиво демонстрировать. Этим, в первую очередь, объясняется то обилие декоративных предметов, которые стремятся удержать на теле, включить в прическу, прикрепить к одежде аборигены Полинезии или жители Центральной Африки. Мистическое чувство побуждает демонстрировать обереги от самых различных напастей: от дурного глаза, неудач на охоте, семейных неурядиц и т.п. Лишь оставишь какой-нибудь амулет без внимания, не наденешь на себя или не на­шьешь на одежду — тут-то и произойдет непредвиденное!

Амулеты. Египетская культура

Амулеты. Египетская культура

Индейцы племени черноногих, помимо магических амулетов, рисовали на своей одежде символы духов, которых считали «тай­ными помощниками». Они надеялись, что, увидев такое почитавшие, эти помощники обязательно будут поддерживать их в жизни. Важной частью боевого наряда североамериканских индейцев был пышный головной убор. Он делался из перьев хищных птиц, глав­ным образом орлиных, так как орел во все века символизировал силу, стойкость, мужество, героизм, а также идею превосходства по отношению к окружающим. По форме индейский головной убор символизировал солнце с расходящимися лучами.

Знаки власти. Вождь племени зулусов

Знаки власти. Вождь племени зулусов

В прическе воин также мог носить орлиные перья — их чис­ло указывало на число совершенных им подвигов. Той же цели могли служить зарубки на лице или на теле, варианты татуиро­вок.

Как видим, подобные действия, осуществляемые с подлин­ной самоотдачей, имели как сакральное, так и престижное зна­чение для многих из наших предков.

Тотемы острова Пасхи

Тотемы острова Пасхи