Формы демонстративного поведения

Исторической социологии известны различные формы демонстративного поведения, преследующего (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с материаль­ными затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы. Виды демонстративного поведения обстоятельно рассмотрел амери­канский социолог Т. Веблен в труде «Теория праздного класса», впервые опубликованном в 1899 г. Опираясь на исторические прецеденты, автор усматривает в показном расточительстве, отличавшем крупных магнатов во все времена, способ сохране­ния и утверждения социального престижа. Отсюда «лукулловы пиры» римского патрициата, их многочисленная клиентелла, со­стоящая из приближенных нахлебников, отсюда же грандиозные празднества средневековых феодалов, к которым, даже вопреки их желанию, обязывал общественный статус.

На протяжении всей эволюции демонстративного расходования очевидным образом подразумевается, что для того чтобы сохранить добрую славу пот­ребителя, его демонстративное расходование должно быть направлено на излишества. Чтобы приносить почет, оно должно быть расточительным.

Здесь в проторекламный оборот втягиваются не только сим­волы и знаки, но непосредственное натуралистическое демонстрирование той грани власти и могущества, которая обеспечи­вается богатством. Редкие по выразительности картины демонс­тративной расточительности можно найти у римского писателя Петрония Арбитра. Описание пира у вольноотпущенника Трималхиона стало как бы эталоном расточительности в погоне за престижем. Облик хозяина пира карикатурен: разбогатевший нувориш использует разнообразные формы демонстрации своей значительности.

На мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на пос­леднем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звездочками. Но чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшен­ную золотым запястьем, прикрепленным сверкающей бляхой к браслету из слоновой кости.

Весь дальнейший пир, в описании Петрония, состоит из нагромождения бесконечного числа яств и такого их оформления, чтобы удивить, ошеломить, ошарашить многочисленных гостей, заставить их еще долго вспоминать о роскошном застолье.

Исчезли ли подобные формы демонстративного поведения своей значи­тельности за прошедшие со времен Древнего Рима две тысячи лет? Нет, они полностью сохранились, получив в наши дни обоз­начение «престижное потребление». И если в античности подоб­ные процессы осуществлялись на уровне инстинктивного подра­жания, теперь они нередко целенаправленно программируются производителями новых товаров и рекламистами. Мы еще раз можем убедиться в том, что многие приемы и методы професси­ональной рекламы «вырастают» из проторекламного основания. И в наше время обычные предметы повседневного обращения способны «удвоить» свое значение, обретая объемность симво­лов. Это происходит тогда, когда предметы приобретаются ради их демонстрирования окружающим, чтобы подтвердить высо­кий социальный статус их хозяев. Потребительская стоимость товаров оттесняется на второй план их престижной ценностью! Новейшие нувориши, подобно Трималхиону, не способны, в по­давляющем большинстве, побороть искушение и не продемонс­трировать тяжелую золотую цепь на собственной шее или перс­тень с бриллиантом за миллион долларов.